YT Avenue - шаблон joomla Авто

Коломна

Паломническая поездка: г.Рязань > г.Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. Успенский Брусенский женский монастырь. Коломенский кремль. Богородицерождественский мужской монастырь > г.Рязань

Продолжительность: 1 день.


В поездке паломникам предоставляется: транспортное обслуживание, экскурсионное сопровождение православным гидом, экскурсии (по программе).

Программа поездки:

- 06:30 – отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковского, д.8).
- 08:00 – прибытие в г.Коломну. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь.
- 8:00 - Божественная Литургия. Экскурсия.
Переезд в культурно-исторический комплекс «Коломенский кремль». Обзорная экскурсия: Успенский кафедральный собор, Тихвинский храм, церковь Воскресения словущего, церковь Николы Гостиного.
Посещение Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря.
Посещение Успенского Брусенского женского монастыря.
Переезд в Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.
- 15:00 – отправление в г.Рязань.
- 16:30– прибытие в г.Рязань
Время приблизительное, возможны задержки в зависимости от дорожной ситуации.
Организатор поездки оставляет за собой право изменить последовательность посещения указанных в программе объектов, не изменяя общего объема.

Коломна

Коломна

Один из интереснейших в архитектурно-историческом отношении древних городов Подмосковья находится в 100 км на юго-восток от столицы. Он расположен на берегу Москвы-реки, вблизи от ее впадения в Оку.
Есть несколько версий о происхождении названия города Коломна. Одна из них связана с древними финно-угорскими словами, означающими «река» и «рыба». И тогда Коломна — это «рыбная река». Второй вариант расшифровки — «река около мена (рынка)». Третий исходит от древних рязанских слов «коломень», «коломенье», означавших границу, т. е. Коломна — «город на границе». В этих местах с древних времен добывали камень, а потому некоторые историки настаивают на четвертой версии — название Коломна происходит от слова «каменоломня».
Основание города восходит к глубокой древности: известно, что уже в XII в. поселение, возникшее на месте древнего городища при впадении в Москву-реку речки Коломенки, было обнесено земляным валом, по верху которого имелось деревянное укрепление.
Впервые название города Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 г., когда за эту землю боролись суздальские и рязанские князья. В то время Коломна уже была названа «городом» — огороженным и защищенным местом. Укрепление ее состояло из деревянных стен и земляных валов. А в центре города возвышалась каменная Воскресенская церковь, возведенная на великокняжеском дворе. Время постройки церкви документально не установлено. Известно только, что это один из старейших храмов в Коломне. После многих перестроек он сохранился в архитектурных формах ХVIII в.

Богоявленский Старо-Голутвинский мужской монастырь

Точная дата основания монастыря неизвестна. Согласно данным Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря – 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию преподобного Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 год – наиболее вероятная дата его основания.
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма – Богоявленского собора. Увидеть остатки этого сооружения – фундамент и цокольную часть – можно в подклете уже второго Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке. В народе, сохранившиеся части старинного храма, называют не иначе как «камушки Преподобного».
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря, в которой насчитывалось 123 книги. По тем временам это очень большое собрание, особенно если помнить, что все издания были рукописные, многие из которых сделаны на дорогом пергаменте.
В 1799 году после упразднения Коломенской епархии, братия Голутвинского монастыря была переведена в опустевший архиерейский дом, расположенный на Соборной площади. Сделано это было для того, чтобы сберечь комплекс от разрушения или превращения его в казармы. Монастырь стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутая обитель на излучине Оки и Москвы-реки пустовала несколько лет, постепенно ветшая, разрушаясь. Лишь в одном из его храмов совершал службы приходской священник.
В связи с таким положением дел митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители. Для этого он объединяет его с Богородицерождественским Бобреневым монастырём, чтобы его содержание велось за счёт Бобреневских угодий. Постепенно обитель стала возрождаться.
Монастырь был закрыт в 1929 году. В его помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель переоборудовали под общежития рабочих Коломзавода. В 1947 году разрушили гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.
В 1986 году комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемуся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая – кузница, в соборе – склад, в Сергиевской церкви – спортзал.
В 1993 году Коломну посетил Святейший Патриарх Алексий II, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В том же году монастырь был передан Московской епархии. И уже на следующий год 18 декабря состоялось его официальное открытие. Божественную литургию совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Святыни:

• два мощевика в виде ангелов, в одном из которых часть Честного Животворящего Креста Спасителя, в другом – часть Тернового Венца;
• мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского;
• четыре мощевика с частицами мощей святых угодников.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

Является самым молодым в Коломне. Располагается он на месте, бывшей архиерейской, где жили епископы и архиепископы, управлявшие Коломенской епархией, упразднённой в 1799 году. Митрополит Московский Платон (Левшин) в 1800 году решился перевести часть братии из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь – Старо-Голутвиным. Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
О статусе штатного мужского монастыря говорит тот факт, что ему присвоили 2-й класс, позволявший содержать до 17 монахов, и все настоятели, начиная с первого – Варлаама, носили высокое звание архимандрита. К монастырю были приписаны две соборные церкви: Успенская и Тихвинская. С годами к имеющемуся корпусу пристроили кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Покровская). Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади. А в 1825 году построили 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол на ней весил 259 пудов 32 фунта. В 1871 году, по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, монастырь был преобразован из штатного в общежительный. При архимандрите Сергии (Свешникове), который управлял обителью с 1871 по 1883 годы, количество монашествующих возросло до 50 человек.
При финансовой помощи коломенских благотворителей Гурия и Екатерины Ротиных монастырь, «преобразованный в общежитие, воскрес из развалин и так быстро обновился и пришёл в цветущее состояние», а активная деятельность игумена Сергия была вознаграждена долгожданным возведением в сан архимандрита.
Последующие настоятели сохраняли традиции, заведённые архимандритом Сергием, и приумножали благосостояние обители.
Налаженная монашеская жизнь была разрушена после Октябрьской революции 1917 года. Имущество обители национализировали, у настоятеля архимандрита Леонида отобрали даже личные вещи и награды из драгоценных металлов. В помещениях обители в разные годы чего только не располагалось. Со временем здания и строения окончательно перешли в пользование многочисленных жильцов и организаций. Например, церковь Троицы в 1940–1950 годах сдавалась в аренду швейно-ремонтной артели, а Сергиевская – мастерской «Мособлхудожфонда». Десятки лет древние здания эксплуатировались на износ.
В декабре 1988 года на заседании Совета по делам религий при Совмине СССР рассматривался вопрос о передаче комплекса Ново-Голутвина монастыря для нужд Московской епархии. Прилагаемый перечень зданий комплекса включал Успенский кафедральный собор, Тихвинскую церковь и шатровую колокольню. Вопрос был решён положительно и первый в Московской области монастырский комплекс передан в пользование Русской Православной церкви для организации женской монашеской общины.
С этого времени начался этап возрождения обители под управлением настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой), по значимости сравнимый со всей предыдущей историей Ново-Голутвина монастыря.

Здесь находятся части мощей многих святых:

• Апостол и Евангелист Лука;
• святой Пантелеимон;
• первомученик Стефан;
• великомученик Георгий Победоносец;
• преподобный Авраамий;
• благоверный князь Александр Невский;
• мученик Иоанн Воин;
• благоверные князья Петр и Феврония;
• мученик Иоанн Новый;
• великомученицы Ирина и Варвара;
• мученица Татиана;
• преподобномученица Елисавета Феодоровна;
• преподобные Кирилл и Мария Радонежские;
• святая блаженная Матрона Московская.

Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.

Более шести веков насчитывает история монастыря. По преданию, перед битвой на поле Куликовом Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк-Волынский дали обед в случае победы построить монастырь на коломенских землях. Так и случилось. У монастыря три именования: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник; Бобренев – по семейному прозвищу Боброка-Волынца; Бобреня и Обетный – в знак того, что монастырь заложен по обету. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных».
Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики характерной для рубежа XIV–XV веков.
В 1969–1970 годах при исследовании современного Богородицерождественского собора М. Алешковским и Б. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV века. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Дмитрий Донской.
Современные же исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тёски камня) к началу XV века. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из брёвен.
Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно, ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой.
Бобренев монастырь стойко перенёс все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.
Реформы, проводимые в более поздние годы, привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались за штатом, лишившись и своих владений и не получая жалования от государства. В их числе оказался и Бобренев. В 1764 году он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нём самым губительным образом. Почти завершённое строительство нового собора остановилось.
Последний Коломенский владыка, епископ Афанасий, входил в число образованнейших людей России. До занятия кафедры он был архимандритом московского Заиконоспасского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Владыку естественно волновала судьба памятника Куликовской битвы, и с первых дней своего архиерейства он стал изыскивать средства к возрождению этого возвышенного свидетельства древности, овеянного многовековой славой. Он сделал монастырь своей летней резиденцией, и в 1790 году обитель возрождается. При епископе Афанасии в монастыре начинается бурное строительство: завершён Рождественский собор, достроена его колокольня, строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный, началось возведение монастырской ограды.
Кирпич для последней брали из упразднённой коломенской церкви Симеона Богоприимца. По преданию, этот храм был основан ещё в XIV веке великим князем Московским Симеоном Гордым. На рубеже XVII–XVIII веков его отстроили в камне. Но потом церковь сгорела, прихожане оказались не в состоянии её восстановить, и было принято решение об её упразднении и разборке.
Пора необычайного расцвета была недолгой и оборвалась неожиданно. В 1799 году Коломенская епархия закрывается. В 1800 году в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородицерождественский монастыри соединяются в один – Бобренево-Голутвин.
29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители, с тем чтобы иметь в нём одного настоятеля и 15 человек братии, но монастырь жил не только молитвой. Как раз на рубеже XIX–XX веков выявляются две формы общественного служения, насущно необходимые местным жителям: медицинская помощь и просвещение. Сюда собирались многие болящие. При монастыре 14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для неё отвели помещение в особом монастырском здании. Здесь же располагалась квартира учителя.
В 1917–1918 годы обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. В начале 1920-х монастырь закрыли, но какое-то время оставшиеся монахи ещё продолжали принимать и лечить больных. Окончательно обитель была закрыта в 1930 году. Постепенно он начал разрушаться. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения, но окончательно уничтожило обитель устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. В конце концов монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор.
Положение изменилось лишь в 1989 году, когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь. Всё более настойчивыми становятся требования православных о восстановлении монашеской общины в Бобреневе. В марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нём начались восстановительные работы. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 года первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
В 2005 году в России широко отмечалось 625-летие Куликовской битвы. Отмечая великий юбилей, 8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II повторно посетил Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.
В новоосвящённой Феодоровской церкви Патриарх Алексий в сослужении игумена Игнатия и братии монастыря совершил богослужение в память православных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани Куликовом жизнь свою положивших. 17 сентября 2016 состоялось принесение списка Животворящего Креста Господня из Годеново в Бобренев монастырь.
Сейчас в обители также ведутся реставрационные работы. В 2018 году она вошла в областную программу «Культура Подмосковья». На выделенные средства в монастыре планируется провести проектные работы по главному храму, разрушенному братскому корпусу и по ограде.

Святыни:

• икона Божией Матери «Феодоровская»;
• Честной Животворящий Крест Господень из с. Годеново;
• частица мощей великомученника Георгия Победоносца;
• тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского;
• Крест с частицей Животворящего Креста Господня.

Успенский Брусенский моностырь

История этой обители начинается во времена правления Ивана Грозного. Основана она была в 1552 году при коломенском епископе Феодосии. Считается, что первыми насельниками Брусенского монастыря стали участники Казанского похода Ивана Грозного. Как пишет протоиерей Олег Пэнэжко в своей книге «Храмы г. Коломны и окрестностей», в обители было два храма: Успения Божией Матери (построенный в 1552 году на месте деревянной церкви) и храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В описании монастыря 1578 года упоминается «старый» игумен Корнилий – вероятно он был первым настоятелем. Тогда в монастыре, кроме каменного Успенского храма, были настоятельские и 14 братских келий, деревянная ограда и строящаяся каменная трапезная. Главной святыней Брусенского монастыря являлся местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
В ранних описаниях монастыря упоминается, что комплекс весьма удачно располагался на столбовой дороге, что в дальнейшем способствовало быстрому росту благосостояния братьев.
Монастырь претерпел разорение в Смутные времена, а в 1620 году возобновлён как особожительный девичий. В то время в обители был построен деревянный храм Святителя Иоанна Златоустого. В 1698 году пожар уничтожил все деревянные постройки. По описи 1701 года настоятельницей обители служила игуменья Агафья, насельницами – 25 монахинь и 3 белицы. В 1725 году как самостоятельный монастырь упразнили, а на следующий год по ходатайству о неприписании его к Успенскому Тульскому монастырю, которое подал бургомистр Коломны Ушаков, восстановлен, но из 30 монахинь восемь всё же были переведены в Тулу. В 1740 году случился большой пожар, и Успенский храм полностью выгорел. При восстановлении к нему была пристроена небольшая трапезная и в ней освящён южный придел Святителя Иоанна Златоуста. В конце XVIII в. в монастыре выстроили колокольню, увы, она была утрачена в Советские годы.
В 1818 году обитель купила у города сильно обветшавшие Ивановские ворота. Из их кирпича и были построены монастырская ограда с четырьмя башнями. Духовное и материальное процветание Брусенской обители приходится на период настоятельства игуменьи Олимпиады. Поставленная управлять монастырём святителем Филаретом, она сначала постаралась благоустроить духовную жизнь монастыря: было заведено чтение неусыпаемой Псалтири, улучшен монастырский хор, устроена общая трапеза для сестёр. Начала благоустраиваться и обитель. Церковь Успения покрыли железом. В 1849 году закончеилось строительство западного келейного корпуса, заложили в кирпиче северный корпус. К северу от церкви Успения началось строительство двухэтажного игуменского корпуса, каретного сарая. Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, возведённый по проекту архитектора А. Кутепова.
В начале XX века в Успенском Брусенском общежительном монастыре проживало 28 монахинь и 222 послушницы.
События 1917 года не обошли стороной и эту обитель. В октябре 1918 года Декретом о земле было отменено право собственности на монастырские и церковные земли. Монашеские кельи Брусенского монастыря в 1919 году стали использоваться под общежития для рабочих, управления уездной и городской милиции. Причём сделано это было до официального закрытия обители. Монахини и послушницы монастыря старались помешать их изгнанию из настоятельского корпуса. В июне 1919 года они написали жалобу в Комитет Совета крестьянских и рабочих депутатов о незаконных действиях против них. На их жалобу ответ последовал незамедлительно: на следующий день пять монахинь было арестовано и отправлено в коломенскую тюрьму.
После окончательного закрытия монастыря в 1921 году монахини, по благословению Коломенского епископа Феодосия (Ганицкого), перешли в храм Воскресения Словущего, где пребывали до самого его закрытия в 1929 году. После ареста владыки Феодосия и закрытия большинства храмов разрушилась эта монашеская община, с таким трудом собранная епископом. Все насельницы были насильственно выселены, а в храмах прекратились службы. В Крестовоздвиженском соборе стал размещаться склад, а в Великую Отечественную войну его подвал использовался под бомбоубежище. Узорчатые чугунные лестницы, ведшие в храм, потихоньку разбирались и в 1960–70-е годы были сломаны окончательно для удобства подъезжающих машин.
Лишь в 1997 году началось восстановление монастыря. Он был передан РПЦ и уже 13 октября 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил благословение Священного Синода на возобновление монашеской жизни в коломенской обители. Его настоятельницей стала монахиня Анастасия (Печёнкина).
С 2000 года ведутся масштабные реставрационные работы. К Всероссийскому дню славянской письменности и культуры, столицей которого Коломна стала в 2007 году, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.

Святыни:

• икона Божией Матери «Казанская»;
• икона «Святые Брусенские новомученицы»;
• икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
• икона с частицей мощей «Свт. Филарет, митр. Московский»;
• икона с частицей мощей «Свт. Димитрий, митр. Ростовский»;
• икона «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский» с частицей мощей;
• икона священномученика Григория (Лебедева) епископа Шлиссельбургского;
• икона священномученика Иоанна (Парусникова).

Яндекс.Метрика